Виртуальная выставка «Фрейлина»


В преддверии международного женского дня предлагаем вашему вниманию виртуальную выставку, посвященную Дарье Владимировне Дараган-Сущовой (в девичестве Фредерикс).

Дарья Владимировна родилась в семье барона Владимира Фредерикса и княжны Дарьи Трубецкой. Княжна Трубецкая до замужества была фрейлиной императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Ее дочь Дарья стала фрейлиной императрицы Александры Федоровны, супруги Николая II.

Фрейлинами становились в основном представительницы знатных фамилий. Историк Павел Карабанов упоминает даже о пятилетних фрейлинах, "получивших" должность за заслуги отцов. Средний возраст таких "специалистов" сложился в XIX веке и составил 15–18 лет.

Сформировались и основные требования. В первую очередь было необходимо родиться в знатной семье. Императрицы могли сделать исключение на такой "минус в резюме", но редко. Так, ко двору принимали, например, лучших студенток Смольного института благородных девиц. Только попасть в последний, а тем более заслужить там звание лучшей было неимоверно тяжело.

Обязательное условие - "быть девицей". Как только девушка выходила замуж - её повышали в звании или, наоборот, разжаловали.

Сами же девушки должны были обладать обаянием, яркой внешностью (не всегда это было равно красивой). При отборе претенденток учитывались знание языков и придворного этикета, умение петь и играть на музыкальных инструментах, танцевать. Одним из требований было умение держать себя при дворе.

Периодически императрицы шли наперекор принятой системе и главным требованием считали не внешность или знания, а благонравность своих подчинённых. Так, фрейлина жены "царя-освободителя" Александра II (который отменил крепостное право в России) Анна Тютчева писала в своём дневнике, что двор правительницы в целом красотой или высокими манерами не отличался. Зато к большинству дам было не придраться в плане репутации.  

Сами фрейлины в мемуарах пишут, что их работа была совсем непростой. Нужно было постоянно иметь возможность "включиться в дела".

«Надо было быть полностью в курсе дел двора. Надо было знать дни рождения важных особ, дни именин, титулы, ранги и т.п., и надо было уметь ответить на тысячу вопросов, которые государыня могла задать… Рабочий день был долгий, и даже в недели, свободные от дежурств, фрейлина должна была выполнять обязанности, которые не успевала выполнить дежурная», - писала в своих мемуарах приближённая Александры Фёдоровны (жены Николая II) Анна Вырубова.

Как пишут историки, с фрейлинами советовался едва ли не весь императорский двор. Особое значение они имели в конце XVIII — XIX веках. Ведь кто, как не приближённые государыни, знают, в каком настроении правитель, стоит ли к нему подходить. Да и обо всех возможных переменах при дворе "личные фрейлины" узнавали одними из первых. Только подружиться с ними было тяжело: не рисковали девушки своим положением ради повода посплетничать.

Огромным плюсом должности фрейлины была также возможность удачно выйти замуж. Дарья Фредерикс в 1913 г. вышла замуж за Иосифа Иосифовича (или Осипа Осиповича) Дарагана. Правда, после 1917 г. дворянское происхождение и близость ко двору уже не давали преференций, а стали опасными для жизни. К счастью, чете Дараган-Сущовых удалось избежать тяжелых репрессий, но легкой их жизнь тоже уже не была.

Из мемуаров Дмитрия Осиповича Дарагана:

«Моего старшего брата Осипа (Иосифа) все называли Бадя. В 1912 году старшая сестра Лиза нашла Баде невесту. Это была Дарья Владимировна Фредерикс, дочь бывшего посланника на Балканах и его очаровательной жены, которую наша Мама хорошо знала как Марлет Трубецкую.

Аря, так звали Дарью Владимировну, была немного моложе Бади, довольно некрасивая, но с побеждающим шармом. Вряд ли Бадя влюбился в неё, это был больше «марьяж де мезон». Повенчались они очень торжественно в одной из «модных» в то время домовых церквей с массой генералитета и родни.

Арина мать была исключительная женщина – ей было все дано от природы и по семейному положению, но около 1900 г. у неё отнялись обе ноги. Я знал её уже 12 лет лежачей на кресле-каталке. Но никто никогда не видал её огорченной или неприветливой. Всем она интересовалась и всем могла сказать доброе слово».

Из письма Юрия Дараган-Сущова, внука Осипа и Дарьи Дараган-Сущовых:

«Мой дед, Дараган-Сущов Иосиф Иосифович, женился на баронессе Фредерикс Дарье Владимировне в январе 1913 г. Поскольку у Сущовых не было  продолжателей рода по мужской линии, дед писал прошение Императору с просьбой разрешить присоединить фамилию матери (Сущова Иустинья Николаевна) к фамилии своего отца (Дараган Иосиф Федорович) и фамильный герб матери к фамильному гербу отца. Что и было сделано.

Бабушка была фрейлиной двора. Ее отец, барон Владимир Александрович Фредерикс, дипломат, в последние годы жизни был российским посланником в Вюртембурге и Бадене. Он рано умер, ~ в 1892г., и похоронен в Штутгарте. Мать, тоже Дарья Владимировна, фрейлина двора, урожденная кн. Трубецкая. В последние годы была совершенным инвалидом, с кресла не вставала, но, как я читал, была очень мужественной женщиной, не теряла оптимизма и жизнелюбия. Похоронена в 1916 г. в Псковской губернии в фамильном имении Трубецких.  

В январе 1919 г. родился мой отец, Иосиф Иосифович, а в ноябре 1923 г. его брат Владимир Иосифович. Дедушка занимал значительные посты. Конечно, все равно жилось очень трудно, т.к. все имущество постепенно отбиралось и постоянно уплотняли жилье. Я знаю, что он был заложником по делу Воинова, был в ссылке в Новосибирске и еще где-то.

Дедушка и бабушка по отцу умерли в начале войны. Иосиф Иосифович - в сентябре 1941 г. Он работал в проектном институте на ул. Зодчего Росси, когда в соседней комнате разорвался артиллерийский снаряд, и дед внезапно умер от инфаркта. Дарья Владимировна умерла вскоре в своей квартире в декабре 1941 г. - уснула и не проснулась. Я думаю, что это была для нее замечательная смерть, учитывая блокаду города немцами и ее полную неприспособленность к нашей действительности. Она никогда не работала, хотя была разносторонне одарена. У меня есть ее чудные акварели».

У потомков Бади и Ари сохранилось небольшое количество их фотографий. А также несколько предметов одежды, принадлежащих Дарье: ночная сорочка, утреннее платье и атласный жакет. На ночной сорочке вышито клеймо «Придворный Поставщик Алексей Колесников», что свидетельствует о том, что сорочка относится к периоду «работы фрейлиной». Эти предметы переданы музею в дар Дараган-Сущовыми. 

Фотографии публикуются впервые.

2639